22/4 Ноября День Казанской иконы Богоматери
Казанская икона Божией Матери. Молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных ; является заступницей в тяжелые времена , ею благословляют вступающих в брак.
Чудотворная икона Казанской Божией Матери занимает особое место среди православных реликвий. Святой образ Царицы Небесной был явлен в Казани в 1579 г. Для Казани это был год страшного бедствия : половина города была уничтожена пожаром . Не случайно именно тогда девятилетней дочери стрельца Матроне явилась во сне икона Божией Матери и Сама Царица Небесная повелела извлечь из земли Ее образ , указав место его обретения . Это было место сгоревшего дома родителей Матроны . Здесь 8 июля (21 июля н. ст.) и была обретена прекрасная икона Божией Матери. Весть о явлении святого образа быстро облетела город. На поклонение иконе пришли архиепископ и воеводы. Среди собравшихся был и простой священник Николо – Гостинодворской церкви, впоследствии Казанский митрополит и Патриарх всея Руси Ермоген . Именно он удостоился первым взять икону из земли и перенести в кафедральный собор Спасо – Преображенского монастыря. Икона была торжественно перенесена в находившуюся поблизости церковь св. Николая Тульского . По совершении в этом храме молебствия икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо , исцелив слепца Иосифа , который уже три года ничего не видел . Другой слепец , Никита , тоже получил благодеяние от Владычицы , обретя зрение по принесении иконы в собор . Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери. На другой день в соборе была совершена литургия . Архиепископ и градоначальники , сняв список с новоявленного образа и описав обретение от него и чудеса от него , отправили все это в Москву , к царю Иоанну Васильевичу Грозному . На месте обретения иконы царь повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа , устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону. Матрона, обретшая святыню , постригшись в монашество под именем Мавры , была первой инокиней , а потом настоятельницей этого монастыря . Особенное уважение к этому образу Богоматери имел царь Федор Иоаннович. По его указу икона была возвращена в Казань , и около 1591 г . на месте ее обретения был основан девичий Богородицкий монастырь . Тогда же Федор Иоаннович повелел обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камнями из царских сокровищ. В конце XVI в икона была местночтимой . В Казани празднование совершалось 8 июля – в день ее обретения. Святитель Ермоген является составителем сказания " О явлении и чудесах Казанской иконы Божией Матери ". В 1595 г. В монастыре , основанном им на месте явления иконы , был освящен обширный собор . Как уже говорилось чудотворение от новоявленного образа начались немедленно по его обретении , но особая сила этой иконы проявилась во время самозванца Лжедмитрия. Тогда поляки завладели Москвой, и воспользовались внутренними неурядицами в России, стали приводить народ русский к присяге самому королю Сигизмунду , замышлявшему присоединить Россию к Польше . В 1611 г. Митрополит Казанский Ефрем , которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Ермоген , направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского Список с Казанской иконы Божией Матери . Ополчение двинулось к Москве. Москвичи назначили трехдневный пост, и во всех церквях начались молебны. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молились перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступничеству Божией Матери "ради Казанской иконы Ее". Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков, явился преподобный Сергей и возвестил ему , что по молитвам Матери Божьей , ради казанской иконы ее, город будет освобожден от неприятеля. Видение это сильно ободрило православное войско . Три дня храбро бились с поляками Минин и Пожарский , и наконец неприятель сдался . 22 октября ( 4 ноября н. ст.) 1612 г. город был освобожден от врагов . В память об этом событии было установлено второе празднование Казанской иконе Божией Матери 22 – октября. Народ и войско сознавали, что столь важная победа одержана ими лишь по заступничеству Божией Матери , явленному от Казанской чудотворной иконы . Князь Пожарский , войскам которого неотлучно сопутствовал список с чудотворной иконы , построил в Москве Казанский собор, в котором и была поставлена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Воскресный день 25 октября 1612 г. стал днем всенародного торжества . На Красной площади возносилось благодарственное моление . Навстречу Казанской иконе духовенство вынесло из освобожденного Кремля икону Владимирскую. В этой встрече было явлено вновь чудо русской истории. За Владимирской иконой стояли века, когда русское государство было державой Рюриковичей . выходом ее навстречу Казанской иконы было ознаменовано наступление нового времени – эпохи православной империи под скипетром Романовых . Икона эта стала знамением возрождения России. Список иконы, бывший в ополчении, поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор . С освобождением Москвы от поляков началась новая жизнь русского государства. Царем земли русской был избран Михаил Федорович Романов . После восшествия на престол царя Алексея Михайловича по случаю рождения у него сына было установлено празднование Казанской иконе во всех городах русских. Петр Великий , с благоговением почитавший икону Казанской божией Матери , брал ее с собой во все походы и велел построить в своей новой столице Перетбурге величественный Казанский собор , где и была помещена эта святыня . В 1767 г. Императрица Екатерина II, присутствуя на литургии в Казанском девичьем монастыре , украсила венец чудотворной иконы дорогими бриллиантами . Почитание иконы Княжеской матери было воистину беспримерным . Это было связано не только с участием Царицы Небесной посредством Ее иконы в личных судьбах православных , но и могущественным покровительством Ее Российской державе . С иконой Казанской Божией Матери связаны имена всех династии Романовых .Ни одного важного события в своей жизни или в жизни "Богом вверенного им государства " они не начинали и не заканчивали иначе как перед той святыней. До 1917 г. икона Казанской Божией Матери находилась в каждом русском доме – от крестьянской избы до царских палат . Но были три особо чтимые чудотворные иконы .Это образ, хранившийся в Богородичном монастыре в Казани , икона царя Ивана Грозного , перенесенная в царствование Петра Великого в Санкт Петербург , и икона, находившаяся в Московском Казанском соборе , дарованная князем Дмитрием Пожарским .Что же касается обретенного в Казани образа Богородицы , то его история не вполне ясна. В 1904 Россию потрясло известие о краже в ночь 29 июня из Казанского Богородицкого монастыря чудотворной иконы .Похитители вскоре были арестованы , но икона найдена не была . Считается , что похитили ее католики и она находиться в Ватикане .Косвенно это подтверждал и почивший епископ римский Иоанн Павел Второй , обещавший вернуть святыню России . Существует предание о том ,что в действительности похищен был только чудотворный список , а настоящая древняя икона была сохранена старой игуменьей . Многие утверждают , что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.
Молитва
О, Пречистая Владычице Бгородице, Царица Небеси земли, вышшая Ангел и Архангел и всея твари честнейшая . чистая Дево Марие , миру Благая помощнице , и всем людям утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне , Госпоже Всемилостивая , на рабы Твоя Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящаяся , со слезами к Тебе припадающия и поклоняющияся перечистому и цельбоносному образу Тввоему ,и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостевая и Преимлосердная Дево Богородице чистая ! Воззри Госпоже, на люди Твоя : мы бо грешнии не имиамы иныя помощи ,разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего . Ты еси заступница и представительница наша, Ты еси обидимым защищение , скорбящим радование , сирым прибежище , вдовам хранительница, девам слава, плачущым веселие, больным посещение , немощным изцеление , грешным спасение . Сего ради , о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с превечным на руку Твоею держымым младенцем , Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием : помилуй нас , Мати Божия, и прощение наше исполни , вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков . Аминь.
Назад к списку