ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА и ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА - Акафист Святителю Филиппу
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

© Церковный календарь

Акафист Святителю Филиппу

Акафист Святителю Филиппу — творение протоиерея Сергия Городцова (будущего митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея)



Попав за мнимое преступление в тюрьму, лагерь или ссылку, одни люди ломались и порой теряли человеческий облик, другие, напротив, показывали чудеса мужества и даже восходили к высотам святости. История ГУЛАГа полна поразительными примерами стойкости и силы человеческого духа. Находясь в заключении, многие были готовы страдать за свою веру до смерти, жертвовали собой ради других, продолжали заниматься научным или художественным творчеством — не зная, каким будет завтрашний день и наступит ли он вообще.

Звеном в длинной цепи подобных фактов было появление под пером одного из соловецких заключенных гимнографического сочинения, посвященного святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу.

* * *

В библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии под инв. № 60370 хранится машинописный сборник акафистов1, поступивший туда из неизвестного собрания 27 октября 1954 г.2 Он содержит пять акафистов с молитвами: 1) св. апостолу Варфоломею; 2) св. первомученику архидиакону Стефану; 3) свт. Филиппу, митрополиту Московскому; 4) свт. Иоанну, митрополиту Тобольскому; 5) св. праведному Иову Многострадальному. На титульном листе указано, чьим авторитетом эти акафисты были утверждены для богослужебного использования. Про первый из них сказано: «с благословения Святейшего Патриарха Тихона в 1921 г.», про второй и третий: «оба одобрены Собором православных епископов в Соловецком монастыре в 1926 г.», про четвертый и пятый: «оба акафиста разрешены Святейшим Патриархом Алексием». Патриарх Алексий I возглавлял Русскую Православную Церковь в 1945–1970 гг., и это позволяет сделать вывод, что рассматриваемый сборник был изготовлен не ранее 1945 и не позднее 1954 г.

Самое интересное в сборнике то, что он авторский. Указание на авторство имеется на переднем форзаце: «Варфоломей, митр. Новосибирский (Городцев3)» (синими чернилами), на первой странице первого акафиста: «Варфоломей (Городцев), митр.» (карандашом, другим почерком) и внизу титульного листа: «Варфоломей М.Новосибирский и Барнаульский» (фиолетовыми чернилами, третьим почерком; илл. 2). Последняя помета, весьма неразборчивая, выполнена рукой самого митрополита Варфоломея (Городцова). Это удалось выяснить при ее сличении с сохранившимися образцами подписи владыки (илл. 3)4. Сделана она могла быть не ранее 24 апреля 1949 г., когда архиепископ Варфоломей был возведен в сан митрополита5.

Будущий митрополит Варфоломей6, сын священника Димитрия Городцова (†1909), родился 5 июля 1866 г. в с. Поздное Михайловского уезда Рязанской губернии, в день памяти преп. Сергия Радонежского. В 1890 г., уже имея за плечами Рязанскую семинарию, он блестяще закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (илл. 4), получив ученую степень кандидата богословия. После непродолжительной службы в семинарии г. Могилева, молодой богослов был переведен в Тифлис (ныне — Тбилиси), где в 1892 г. состоялось его посвящение во диакона, а затем — иерея. Рукополагал его экзарх Грузии архиепископ Владимир (Богоявленский), впоследствии — митрополит Киевский и Галицкий, принявший мученическую кончину в 1918 г. В Тифлисе о. Сергий прожил 26 лет, и за это время искренне полюбил Грузию и ее православный народ. Его трудами была перестроена в камне миссионерская Казанская церковь, причем одно из пожертвований на ее обновление внес св. Иоанн Кронштадтский. Приход церкви быстро рос, усилиями о. Сергия в городе было почти покончено с сектой молокан, бывшие члены которой возвращались в православие. Он проявил себя как яркий проповедник, увлекавший паству образами Священного Писания. Вел активную церковно-общественную деятельность, в частности, — преподавал в школе для слепых и епархиальном женском училище, возглавлял Епархиальный Грузинский Училищный совет (и в этом качестве, по собственному свидетельству, имел касательство к исключению из Тифлисской семинарии Иосифа Джугашвили — будущего Сталина). В 1906 г., в период первой русской революции, на протоиерея Сергия, который пользовался большим влиянием среди верующих, было совершено покушение, организованное местными, националистически настроенными революционерами. Получив три огнестрельных ранения, он выжил чудом. Последние годы своего служения в Тифлисе о. Сергий являлся настоятелем храма во имя св. Михаила Тверского, новое здание которого было также построено при его непосредственном участии. Не оставлял он и своих занятий богословием. В частности, в 1914 г. защитил магистерскую диссертацию «Книга пророка Иова: опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В 1917 г. был издан составленный им акафист св. апостолу Варфоломею7.

В 1918 г., после того, как на волне революции Грузинская Церковь объявила себя автокефальной, о. Сергий Городцов был вынужден покинуть Тифлис, несколько лет скитался с семейством по разным епархиям.

В 1922 г. в Советской России поднялась очередная волна гонений на Церковь. В 1923 г. протоиерей Сергий был арестован и осенью 1924 г. отправлен в заключение на Соловки. На знаменитой фотографии лагерного духовенства 1925 г. он — четвертый слева во втором ряду (илл. 5). Примерно в это самое время о. Сергий и работал над акафистом свт. Филиппу. Согласно помете в машинописном сборнике из библиотеки СПбДА, акафист был составлен «во славу Святителя Филиппа… в Соловецкой обители» и закончен 7 (20) января 1926 г.8 В том же году, как следует из уже цитировавшейся фразы на титульном листе сборника, акафист был одобрен Собором православных епископов в Соловецком монастыре. На факт этого одобрения владыка Варфоломей через 16 лет указал и в своем дневнике. Под 5 (18) октября 1942 г., днем памяти московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, он записал: «вечером после Вечерни в [Богоявленском Елоховском. — Авт.] соборе прочитал акафист Святителю Филиппу (составленный мною в Соловках и одобренный епископами, бывшими в ссылке на Соловецкий остров); а после молебна произнес беседу…»9. Собор соловецких епископов был неофициальным, но авторитетным органом гонимой Церкви. К примеру, весной 1926 г., он выступил со знаменитой «Памятной запиской», обличавшей богоборчество советской власти и отступничество «обновленцев». Голос Собора, многие члены которого ныне прославлены в чине мучеников за веру, был тогда услышан всей Церковью10. Не исключено, что одобренный епископами акафист свт. Филиппу впервые был введен в богослужебную практику также на Соловках. В то время лагерные власти еще дозволяли ссыльному духовенству и остававшимся на острове соловецким монахам совершать богослужения в кладбищенской Онуфриевской церкви (илл. 6).